10.6 Фрактальная организация (Fractal organization)

Что такое фрактальная организация, из каких уровней она состоит, в чем основные преимущества для участников такой организации?

Первоисточник: https://patterns.sociocracy30.org/fractal-organization.html

Multiple constituents (organizations or projects) with a common (or similar) primary driver and structure can share learning across functional domains, align action and make high level governance decisions (e.g. overall strategy).

Creating a fractal organization can enable a large network to rapidly respond to changing contexts.

If necessary, the pattern can be repeated to connect multiple fractal organizations into one.

Несколько составляющих (организации или проекты) с общими (или похожими) основными драйверами и структурой могут совместно обучаться между функциональными доменами, сонастраивать действия и обеспечивать принятие верхнеуровневых управленческих решений (например, общей стратегии).

Фрактальная организация позволяет большой сети быстро реагировать на меняющийся контекст.

При необходимости можно повторять этот паттерн, чтобы объединить несколько фрактальных организаций в одну.

Prerequisites

A fractal organization can be formed either by multiple in(ter-)dependent organizations which share a common (primary) driver, or by multiple branches, departments, or projects within a larger organization.

These constituents (i.e. organizations, branches, departments or projects) need to share at least some — and typically most — functional domains (e.g. accounting, product management, or development).

Предпосылки формирования фрактальной организации

Фрактальная организация может формироваться из нескольких независимых или взаимозависимых организаций, для которых существует общий (основной) драйвер, или из нескольких филиалов, отделов или проектов внутри более крупной организации.

Эти составляющие (то есть организации, филиалы, отделы или проекты) должны иметь, хотя бы, несколько — а как правило, бо'льшую часть — общих функциональных доменов (например, бухгалтерский учет, управление продуктом или разработка продукта).

Tiers

A fractal organization has at least three tiers:

  • first tier: the constituents (i.e. organizations, branches, departments or projects)

  • second tier: function-specific delegate circles to share learning and to make and evolve agreements on behalf of function-specific domains

  • third tier: a cross-functional delegate circle to make and evolve agreements in response to drivers affecting the overall body of constituents

Структурные уровни

Фрактальная организация должна иметь, по крайней мере, три уровня:

• Первый уровень: составляющие (то есть организации, филиалы, отделы или проекты)

• Второй уровень: функционально-специализированные круги делегатов, задача которых — обеспечивать совместное обучение, а также заключать и дорабатывать соглашения от имени функционально-специализированных доменов

• Третий уровень: межфункциональный круг делегатов, задача которого — заключать и развивать соглашения в ответ на драйверы, влияющие на все составляющие

Forming a Fractal Organization

  1. Forming the second tier: In each constituent, the members of each common (and significant) functional domain, decide who of them will represent them in a function-specific delegate circle, where they share knowledge and learning, and contribute toward making and evolving agreements. Representatives are selected for a limited term (after which a new selection is made).

  2. Forming the third tier: second-tier delegate circles each select a delegate to form the cross-functional delegate circle.

Формирование фрактальной организации

1. Формирование второго уровня: Внутри каждой составляющей члены каждого общего (и значительного) функционального домена решают, кто из них будет представлять их интересы в функционально-специализированном круге делегатов, где они будут обмениваться опытом, получать новые знания и участвовать в заключении и развитии соглашении. Представители выбираются на ограниченный срок (по прошествии которого происходит новый выбор представителей).

2. Формирование третьего уровня: Каждый круг делегатов второго уровня выбирает делегата для межфункционального круга делегатов.

Impact on the organization(s)

Each constituent:

  • gains access to a wide array of experience, wisdom and skills to increase effectiveness and innovation.

  • can share resources, infrastructure and experience with other constituents according to capacity and need

The second and third tier:

  • can test decisions simultaneously across multiple instances of a function-specific domain, providing extensive feedback and rapid learning

  • organize, align and steer the whole system while preserving autonomy and agency of the individual constituents

Влияние на организацию (-и)

Что получают участники первого уровня:

• доступ к широкому спектру опыта, мудрости и навыков для повышения эффективности и внедрения инноваций.

• совместное использование ресурсов, инфраструктуры и опыта совместно с другими составляющими с учетом их возможностей и потребностей

Что получают участники второго и третьего уровня:

  • возможность проверки решений одновременно на нескольких примерах в функционально-специализированном домене, обеспечивая тем самым объемную обратную связь и быстрое обучение

  • способность выравнивать и направлять всю систему, обеспечивая при этом автономность и свободу выбора для отдельных составляющих

Видео

Last updated